Увы и ах, а, может быть, наоборот хорошо, что наши естественные
возможности ограничены. И не только физические, но и душевные и
психические… хоть и бродит масса таинственных историй о «неисчерпаемых
глубинах» человеческой психики. На самом деле глубины эти вот уж воистину глубины, но уж никак не высоты,
что и подтвердили, например, господин Фрейд и иже с ним. Человек падший
– вот предмет изучения психоаналитиков, и мы все – вот тут уж воистину,
увы – являемся падшими созданиями, с омрачённой природой.
Но есть у нас и радость. Неизреченная радость обетования, надежды на
преображение, на обретение немыслимой с точки зрения «естественности»
полноты. Ах, если бы мы только могли оценить эту невероятно счастливую
возможность! Мы бы всё время нашей земной жизни употребили бы на
кропотливое и настойчивое искание этой божественной и счастливейшей
полноты.
Но омрачение -страшная вещь, и страшно оно прежде всего тем, что
человек перестаёт понимать и чувствовать – к чему он призван, к чему ему
должно стремиться, чего искать. И от этого нечувствия
рождается и ширится в душе страшная уничтожающая пустота, ставшая в
последнее время просто приметой времени.
Нынешний человек (особенно молодое поколение) – это или человек
развлекающийся, прикалывающийся, убивающий время… или человек скорбящий и
озлобленный, задавленный непроходимой бессмысленностью тяжкого быта.
Оба эти типа порождение маловерия или вовсе даже неверия.
Человек молодой большей частью своей развлекается… и это уже не
просто безделица, а мировоззрение, единственная возможность наполнить
свою опустошенную жизнь хоть призрачным подобием осмысленного
существования. Я живу, чтобы развлекаться – страшная, но реальная
формула наших дней.
А старшее поколение, та его часть, кто так и не захотели принять
Христа в свою жизнь – продолжают томиться и «тянуть свою лямку», часто в
силу воспитания, привычки мириться с бессмысленной тяготой жизни… так –
без особой цели, без особых устремлений… В вечной озлобленности, в
вечном брюзжании, в вечном недовольстве всем и вся…
Но и то и другое состояние хоть и безысходно в неизменной своей
перспективе, но не безвыходно в смысле возможностей, и здесь весь секрет
в свободе в желании иной жизни. Я это к чему говорю. А к тому, что сегодня, вот именно сегодня мы
вспоминаем, (но не обращаясь к прошлому, а участвуя в вечно-настоящем)…
мы вспоминаем сошествие Святаго Духа на апостолов и начало жизни Церкви.
«Святым Духом всяка душа живится» – так говорится в псалме…. И это в
первую очередь относится к нам – людям. К существам, наделённым
счастливой способностью познавать Бога и общаться с Ним в Духе любви и
истины. Но для того, чтобы эту жизнь, эту полноту жизни принять, чтобы
«расширить до бесконечности» пределы своего существования, нам нужно
этого, как минимум, захотеть. Апостолы
хотели этого, искали всем сердцем и всей душой, и к такому настроению
их готовил Господь всей своей проповедью, всем своим примером, жизнью,
страданием на кресте, светлым всепобеждающим воскресением и последующим
затем вознесением на небо…
Всё это совершенно невместимо ни скудным человеческим разумом, ни
чувствами, ни самой «естественной» природой человека. Вот почему
бесплодны и даже вызывают жалость и сострадание мучительные попытки
человека познать Бога путём каких-то личных потуг – умственных,
душевных, аскетических. Даже если эти усилия воспринимаются как
торговля, купля или некий механизм по «приобретению Бога».
Нет. Всё не так. Всё и проще, и величественнее, и прекраснее, чем мы можем себе это представить. Господь, Бог, Троица Святая
дарует нам Себя и только для того, чтобы принять этот дар, чтобы стать
способным к его обретению человеку надобно потрудиться над собой, с
Божией помощью и по Божьему совету преобразить себя, соделать иным. И,
опять же, не своими силами, не собственным разумением, а благодатью Духа
Святаго в полном и внимательном Ему послушании. Это особенно важно понять сегодня, когда многие тщатся собственными
силами взгромоздиться на небо, но вползают только на табурет
собственного высокоумия и восседают на нём торжественно, как на небесах.
Ох, ох… горюшко горькое.
Сегодня мы вспоминаем Сошествие Духа Святаго на апостолов и называем
этот день рождением Церкви. Потому, что именно так – в совокупности
единомыслия и единодушия, в совокупности Церковной все мы обретаем,
можем обрети богоданную полноту жизни. И всё, чем живёт Церковь в её
неизменных основах – всё это и есть путь преображения, путь очищения и
освящения нашей жизни. То, что святые отцы называют обожением.
Это не какой-то одномоментный акт, вроде буддийского «просветления» —
это именно путь, в котором внимательная и чуткая человеческая совесть
руководима благодатью Святаго Духа. И этот путь начинается в земной
человеческой жизни. В этом пути, в этом преображении и восхождении к
Богу и заключён наш главный смысл… и горе, если мы сами себя этого
смысла лишаем. Потому что заменить его невозможно ничем!
Троица Святая явила Себя во всей доступной нашему восприятию полноте в день Пятидесятницы.
И доселе и до скончания века эта полнота открыта для нас. Какой
неизреченный и величайший дар! Так будем же помнить об этом даре, искать
его обретения, жалея, плача и сетуя о своём окаянстве и прося снова и
снова, чтобы Господь очистил нас, чтобы вразумил на путях, чтобы научил —
что нам подобает «творити и глаголати», чтобы стать причастниками
подлинной жизни, красоты, любви и совершенства. Будем всеми силами
искать единства со Святой Троицей, помня какой неизмеримой ценой куплена
для нас эта неизреченная и радостнейшая возможность – быть с Богом!
Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков! Автор статьи: Священник Димитрий Шишкин
|